Вселенная свободного программного обеспечения – уникальное место, время в котором есть смысл измерять не годами, а релизами. С того самого дня, когда увидела свет первая коллекция линукс-софта – первый линуксовый дистрибутив! – биоритмы всего сообщества пользователей бьются в унисон в такт с выпуском крупных дистрибутивов. В разные времена кровь в венах энтузиастов заставляли течь быстрей разные продукты, но почти с первых дней истории Linux и до настоящего времени одним из самых популярных остаётсяDebian. Пятая версия которого, кстати говоря, вышла с месяц назад, так что сегодня копию быстро и совершенно бесплатно можно отыскать в большинстве локальных сетей.
Как и полагается, великий проект начинался с мелочи – недовольства одного человека. В 1993 году многие линуксоиды пользовались ранним дистрибутивом под названием Softlanding Linux System (SLS). В отличие от конкурирующих разработок тех времён, SLS содержал не только ядро системы, но и прикладные программы, однако был перенасыщен ошибками. Среди вынужденных поклонников SLS числился и американский студент Ян Мердок, в один прекрасный момент решивший, что с него хватит, и стартовавший собственный проект, Debian GNU/Linux. Название Ян образовал от имени своей подруги (Дебора) и своего собственного. Основополагающими же принципами стали стопроцентная открытость проекта и полная свобода вошедшего в него софта.
С тех пор утекло немало воды и многие дистрибутивы (в том числе SLS) приказали долго жить. Ян Мердок давно работает на Sun Microsystems и во многом благодаря его стараниям появилась свободная версия операционной системы Solaris – OpenSolaris. Дебиан же превратился в настоящего титана, на плечах которого покоятся десятки более мелких разработок. Впрочем, с определением «мелкий» согласятся не все: к примеру Ubuntu Linux, сверхновая звезда, сама породившая немало последователей и привлекшая миллионы пользователей, есть не что иное, как доработанная тестовая ветка Дебиана. Знаменитый «живой» дистрибутив Knoppix тоже основан на Debian. К дебиан-семейству относятся Xandros и MEPIS, Backtrack и Linspire, Dreamlinux и Damn Small Linux, многие другие менее известные проекты.
Ян Мердок собственной персоной
Дебиан развивается сообществом, костяк которого составляют больше тысячи энтузиастов-разработчиков. Эти люди готовят программные пакеты для дистрибутива, помогают устранять ошибки, пишут и переводят документацию и массу сопроводительных материалов. Плечом плечу с ними трудится несчётное множество рядовых пользователей (кстати, русскоязычная часть сообщества одна из самых больших). Поскольку участники проекта разбросаны по всему земному шару, общение ведётся через Сеть, главным образом через электронную почту. Общение участников и их права в проекте нормируются набором правил и принципов, писать которые начал ещё Мердок. Впрочем, Debian настолько велик, что просто правилами не обойтись: у проекта есть «Манифест Дебиана»,"Общественный договор" и даже собственная конституция!
Процесс разработки дистрибутива несколько упрощая можно разделить на три стадии. На первой, именуемой нестабильной (unstable или sid), участники проекта добавляют новые программы, не заботясь ни о корректности их работы, ни о взаимодействии программ между собой. Следующий этап – тестовый (testing) – предполагает поиск и удаление ошибок, шлифовку системной архитектуры. Когда количество выявленных багов уменьшается до приемлемого минимума, готовый продукт переходит в категорию стабильного (stable). С этого момента и на протяжении нескольких лет в него будут добавляться только «заплатки», устраняющие опасные ошибки. Согласно заведённой традиции, версии Дебиана, помимо порядкового номера, называются именами героев из первого компьютерного мультфильма, «История игрушек». Вот откуда взялись woody и sarge, etch и lenny, там же заимствовано и имя следующего релиза, squeeze, а также вечное название unstable-ветки sid – по имени хулигана, ломавшего игрушки.
С каждым релизом объём программного обеспечения, вошедшего в Дебиан, заметно увеличивается. Версия 3.0 woody, вышедшая летом 2002-го, содержала 8500 пакетов. Летом 2005-го 3.1 sarge включала уже свыше 15000 программ. В 4.0 etch (весна, 2007) вошло около двадцати тысяч пакетов, а в самую свежую 5.0 lenny – от 23 до 25 тысяч. Большинство программ доступно в вариантах для одиннадцати компьютерных архитектур (самые популярные конечно x86 и x86-64) и переведено на несколько десятков языков, в том числе русский. Насыщенность программным обеспечением – один из факторов, обеспечивших Debian успех. Не будет большим преувеличением утверждать, что в состав Дебиана входит подавляющее большинство свободных программ, написанных для Linux. Умещается всё это богатство на пяти DVD-дисках, из которых среднестатистический пользователь ставит на жёсткий диск максимум одну треть.
Другая замечательная черта Дебиана – отполированная и отлаженная как часы система управления пакетами APT. С её помощью пользователь ставит новые и удаляет старые программы. Достаточно подать «волшебную» команду apt-get install (или задействовать графическую оболочку вроде Synaptic) – и нужная программа поставится в пару минут с прилагаемых дисков, либо из интернет-репозитария. Для мигрантов с MS Windows такой подход покажется непривычным, но в нём есть своя прелесть: решайте все вопросы с программным обеспечением через APT – и ваша система будет функционировать без сбоев годами.
Наконец, едва ли не главное преимущество Дебиана – полная свобода вошедшего в него программного обеспечения. Каждый пользователь вправе использовать, модифицировать и распространять этот дистрибутив почти без ограничений (конечно, не забывая про исходные тексты и указание копирайтов, как того требует лицензия GNU GPL).
Примечательно, что Дебиан – это не только Линукс. Заменив ядро Linux на другое, вы получите систему с теми же инструментами, но новыми свойствами. Так много лет идёт работа над Debian GNU/Hurd – версией Дебиана, сердцем которой служит всё_ещё_не_готовое ядро GNU Hurd (то самое, которого не дождался Линус Торвальдс, когда начинал работу над собственной системой). Есть версии Debian с ядрами FreeBSD и NetBSD.
Круговорот пакетов в Debian
И конечно, как и любой крупный проект, Debian не обойдён вниманием критиков. Бюрократия – один из аспектов, вызывающих нарекания: добавить новый пакет в Дебиан, выполнив все условия и согласовав детали со всеми ответственными лицами, весьма непросто (хоть это и окупается высоким качеством дистрибутива). Другой неприятный момент – неспешность разработки. Огромный коллектив девелоперов и пользователей Дебиана разворачивается весьма неторопливо, и пока там утрясут стыки между программами, тут вычистят баги, могут пройти годы. К слову, именно инерционность Debian в своё время привела к рождению Ubuntu Linux. Впрочем, это уже другая история.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вы всегда можете обратиться к этой заметке, воспользовавшись адресомKnoppix.ru/260309.shtml